Как совмещать сразу несколько деятельностей? А можно ли одновременно решить сразу несколько задач, без потери качества и больших затрат своих ресурсов? На эти вопросы есть один простой ответ – тайм-менеджмент. Умение управлять своим временем – это необходимый навык в современном мире. Без него стать успешным практически невозможно.

В нашей статье мы расскажем, как освоить тайм-менеджмент. Мы поделимся эффективными техниками, которые помогут вам всегда все успевать. Благодаря нашей статье вы научитесь распределять свое время и легко решать любые задачи.

 

Содержание

 

Что такое тайм-менеджмент

Зачем нужно планирование

Как освоить тайм-менеджмент: 10 эффективных техник

Как научиться тайм-менеджменту с помощью новых привычек

 

 

Что такое тайм-менеджмент

 

планирование дел

Тайм-менеджмент - это комплекс техник, направленных на повышение эффективности любой деятельности. Иными словами, – это способ выполнения большего числа задач за меньшее количество времени. Когда речь заходит о результативном распоряжении временем, зачастую люди представляют очень делового, собранного человека, который занимается решением рабочих вопросов, даже когда ест. На самом же деле не имеет значения – домохозяйка вы, студент или пенсионер – уметь управлять своим временем нужно каждому.

Подумайте сами, если люди создают специальные курсы по тайм-менеджменту, значит на это есть спрос. Кто-то наверняка думает, что люди платят деньги за то, чтобы им сказали: «просто выполняй больше задач одновременно и быстрее». Однако это не так. Данное направление деятельности подразумевает использование специальных методик, которые позволяют решать любые задачи в более короткие сроки и с меньшими потерями, например, в качестве или в количестве затраченных ресурсов. Помните популярное высказывание про поедание лягушки с утра? Подразумевается, что самое неприятное для вас дело нужно выполнять утром. Так вот это также можно назвать одним из принципов тайм-менеджмента.

 

Зачем нужно планирование

 

Планирование нужно для управления всеми сферами своей жизни. Отсутствие некой определенности и структурированности даже в своих ежедневных задачах может привести к множеству неприятных последствий. Начиная с того, что вы можете забыть купить молоко и заканчивая увольнением из-за пропущенного дедлайна.

Некоторые люди привыкли жить без списка дел и обдумывания перспектив. Такой подход в большинстве случаев мешает человеку развиваться и достигать успеха в той или иной деятельности.

Понятие, которое тесно связано со временем и выполнением задач – прокрастинация. Это то, что мешает жить всем современным людям. Именно этим словом обозначают нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации, постоянную невнимательность и т.д. А техники распределения личных ресурсов (времени, сил и т.д.) успешно помогают с ней бороться. Только представьте, сколько проблем в вашей жизни они могли бы когда-то решить. Возможно, вас бы уже давно повысили на работе, вы бы смогли получить повышенную стипендию, сдали бы вовремя курсовую и т.д.

Причем ошибочно полагать, что тайм-менеджмент – это что-то лишь про постоянную работу. На самом деле все наоборот, он помогает находить время на полноценный отдых, учит расслабляться и восполнять потерянную энергию.

 

Как освоить тайм-менеджмент: 10 эффективных техник

 

срыв дедлайна

О том, как освоить тайм-менеджмент, рассказывают коучи, этому учат на специальных курсах, а некоторые корпорации даже приглашают для своих сотрудников специалистов для проведения мастер-классов и лекций.

Для того чтобы вы могли самостоятельно разобраться в основных принципах правильного планирования, мы составили подборку эффективных техник распределения времени на выполнение тех или иных задач:

  1. Начните с малого – заведите ежедневник и планер. В первом случае можно использовать бумажный вариант или установить электронный на смартфон. Это нужно для структурирования текущих дел. Планер представляет собой большой расчерченный график, который чаще всего устанавливают на видное место – рабочий стол, холодильник, зона отдыха. В него вы будете вписывать свои долгосрочные планы и цели
  2. Ставьте четкие дедлайны. Наш мозг работает таким образом, что ему всегда нужна конечная цель и определенные рамки
  3. Оптимизируйте свою деятельность. Для этого используйте все технические возможности - специальные программы, приложения, умные устройства (будильники, часы, весы, колонки – все то, что упрощает жизнь и экономит время) 
  4. Приведите в порядок свои приложения на смартфоне. Если у вас много игр, то замените большую их часть на что-то более полезное. Например, программы для тренировки памяти, улучшения работы мозга, прокачивание профессиональных навыков и т.д. И не забудьте установить приложение для концентрации внимания
  5. Применяйте технику "помидора". Она подразумевает концентрацию на работе в течение 25 минут. Затем следует дать себе пять минут отдыха и вновь приступить к делам
  6. Научитесь четко ставить цели. Важно правильно формулировать свои желания и анализировать пути их воплощения. Для этого нужно разобраться со своими приоритетами, и лучше зафиксировать свои размышления на бумаге. В этом вам поможет матрица Эйзенхауэра – график, который позволяет выделить срочные и важные задачи
  7. Делегируйте обязанности – не стоит взваливать на себя слишком много. Проблемы с учебой? Обратитесь в специальные сервисы, которые вам смогут помочь. Нет сил на уборку? Вызовите клининг.
  8. Выясните, на что вы тратите свою жизнь. Попробуйте следующий эксперимент: в течение недели поминутно фиксируйте в таблице или списке все свои занятия и в конце подведите итоги. Так вы поймете, на что уходит большая часть вашего дня
  9. Используйте технику "девяти дел". Это своего рода принцип или даже привычка. Она подразумевает, что в течение каждого дня вы должны решить одну задачу, которая приближает вас к какой-либо долгосрочной цели или мечте, три менее важные и пять рутинных дел.

Применив все эти методы на практике, вы заметите, как ваша жизнь изменится. В ней станет больше свободного времени, а ваши цели с каждым днем будут все ближе.

 

Как все успевать

 

заполнение планера

Большинству людей приходится находить возможности для совмещения сразу нескольких дел. К примеру, среди учащихся немало тех, кто в процессе обучения решил завести серьезные отношения и начать строить карьеру. Иногда какая-то из сфер жизни может страдать - снижается успеваемость, партнер обижается из-за нехватки внимания, начальство грозит увольнением из-за пропуска дедлайна проекта и т.д. В таком случае, чтобы все успевать, нужно учиться тайм-менеджменту.

Для того чтобы вы могли сделать свою деятельность эффективной, достаточно соблюдать несколько принципов: делегирование обязанностей, четкая постановка целей, ежедневное планирование и строгий график.

 

Что делать, чтобы научиться планированию

 

Некоторые, вместо построения целей и прописывания задач, просто вешают на стену карту желаний. Визуализация – это всегда полезно, но малоэффективно. Для того чтобы добиваться своих целей, всегда нужен труд, а для начала следует освоить принципы тайм-менеджмента.

Существует система приоритезации, которую придумал один из бывших президентов США Дуайт Эйзенхауэр. Она представляет собой разделение всех задач на четыре вида:

  • Важные и срочные. К ним относятся дела, которые не терпят промедления. Их обязательно нужно решить здесь и сейчас
  • Важные и несрочные. Это долгосрочные планы. Они не имеют четкого дедлайна, но их непременно нужно зафиксировать, чтобы постепенно начать их осуществлять
  • Неважные, но срочные. К ним относятся задачи, которые обязательно необходимо выполнить, но их можно делегировать. Например, готовка. Вы проголодаетесь и вам нужно будет поесть, но вместо траты времени на готовку вы закажете доставку готовых блюд. 
  • Неважные и несрочные. Обязанности, которые не приносят пользы и от них можно отказаться

Метод Эйзенхауэра - это лишь одна из техник оптимизации своей деятельности, но она проста и понятна, поэтому и пользуется такой популярностью.

 

Как совмещать учебу и работу

 

многозадачность и грамотное планирование дел

 

Мотивация многих желающих научиться тайм-менеджменту основана на том, что они не могут совмещать учебу и работу. Саморазвитие – неотъемлемая часть жизни, особенно на сегодняшний день, когда существует культ продуктивности. В дороге люди слушают аудиокниги, дома смотрят вебинары, постоянно проходят онлайн-курсы и т.д. Совмещение деятельностей в таком формате не имеет особой сложности – от пропуска мастер-класса вы не лишитесь стипендии, не пострадает ваша репутация и это не расстроит родителей. В то время как студентам, которые стараются совместить обучение в вузе и подработку, действительно приходится постоянно находить выход из сложных ситуаций в виде угроз отчислением или увольнением на работе.

Решить эту проблему лучше еще на этапе трудоустройства. Чтобы ни одна из деятельностей не испытывала потери, необходимо выбирать должность, на которой вы сами сможете формировать свой график. Студентам удобнее всего заниматься фрилансом, репетиторством или ведением аккаунтов в социальных сетях. То есть нужно искать вакансии, которые подразумевают труд на удаленке или самостоятельный выбор времени работы. Не менее важно также распланировать учебу в университете. Поэтому следует всегда заранее выделять время на написание курсовых, сдачу экзаменов и т.д.

Кроме того, правильное распределение времени подразумевает делегирование части задач. Выполнение письменных заданий можно доверить знакомым или специальным сервисам, готовиться к сессии можно совместно с одногруппниками, а с некоторыми преподавателями можно договориться о сдаче реферата/доклада/презентации вместо посещения нескольких занятий.

 

Как научиться тайм-менеджменту с помощью новых привычек

 

Любому нововведению в своей жизни нужно дать время, чтобы оно укоренилось. Однако и потрудиться тоже придется, потому что для ежедневного выполнения одной и той же задачи нужно быть дисциплинированным и иметь силу воли. Научиться тайм-менеджменту путем формирования новых привычек, вам помогут следующие рекомендации:

  • Регулярно заполняйте ежедневник и составляйте списки, даже если это просто поход в магазин за продуктами. Это совсем не сложно, тем более, сейчас есть возможность воспользоваться приложениями или заметками на телефоне. Вам даже не обязательно носить с собой блокнот
  • Используйте специальные приложения для концентрации внимания. Они будут издавать звук, который сигнализирует о том, что пришла пора сделать перерыв. Подойдет, например, Pomodoro или Plantie
  • Те обязанности, которые вам меньше всего хочется выполнять, всегда решайте в первую очередь. Таким образом, все остальные дела будут реализовываться быстрее и проще. Это тот самый совет от известного бизнес-коуча - Брайана Трейси про то, что с утра нужно «съедать лягушку»
  • Осваивайте многозадачность. Например, во время чистки зубов всегда мойте раковину, а когда убираетесь дома – включайте аудиокнигу

И самый главный принцип тайм-менеджмента – работайте с задачами. Не откладывайте важные дела и не бросайтесь сразу выполнять долгосрочные планы. Это поможет вам не только в карьере, но и в личной жизни, а также в обучении.

 

Итак, мы выяснили, что такое тайм-менеджмент и почему он так важен для современных людей. Рассмотрели наиболее эффективные техники, которые помогут вам научиться управлять своим временем, правильно расставлять приоритеты и достигать любых целей. Кроме того, мы рассказали, как можно совмещать сразу несколько деятельностей. Например, как успевать работать, получать высшее образование и строить отношения одновременно. Воспользовавшись предложенными нами методиками, вы сможете значительно улучшить свою жизнь.

А самое главное – мы подробно объяснили, как освоить тайм-менеджмент, даже если ранее вы никогда не пробовали должным образом планировать свое время. Воспользовавшись предложенными нами методиками, вы сможете приблизиться к тем целям, которые раньше казались вам недостижимыми.

 

Автор статьи: Нагаева Алия Эльмировна. Журналист - филолог. Выпускник Башкирского государственного университета