Обычно родители навязывают тревожность своим детям, начиная с первого класса. Никому не хочется получать «2» или «3» в дневник и тем более в журнал.

Однако каждый при этом задумывался: «А какая разница, какую там отметку я получил? Ведь из-за нее в моей жизни мало что изменится». Это рациональное суждение. Давайте же рассмотрим более подробно, стоит ли переживать из-за оценок и на что они действительно влияют.

 

Содержание

 

Зачем нужны оценки?

Почему вместо оценок в вузе ставят баллы?

Сколько баллов необходимо набрать чтобы получить отлично?

Стоит ли переживать из-за оценок - советы психолога

Как не переживать из-за оценок в школе и в вузе?

На что влияют оценки?

 

Зачем нужны оценки?

 

дневник отличника, получившего четверку

Для того чтобы лучше понять зачем нужны оценки, перейдем к самому определению этого слова. Оценки – это упрощенная система для определения уровня знаний учащегося по мнению преподавателя. Поднятый вопрос - фундаментальный для психологии ребенка и подростка. Ведь отметки преследуют нас с первого класса и до конца магистратуры или аспирантуры.

Ключевое здесь – мнение преподавателя. Оценивает ученика только тот, кто преподает эти знания. Фактически он оценивает сам себя. Ведь только от него зависит:

  • Что именно попадет в голову учащегося
  • Как хорошо запомнит учащийся эту информацию
  • Как он включит в свою систему знаний новый материал
  • Как он будет использовать теорию на практике

Учителю с помощью оценок проще всего увидеть, кому из учеников:

  • Была неинтересна тема урока (если ошибки допустил один или несколько учеников)
  • Какая тема была объяснена плохо (если ошибки допустило большинство)
  • Интересно и понятно ли была преподнесена информация (если все ученики допустили ошибки)

Так что оказывается, что оценки ставят не для того, чтобы выяснить «какой плохой и глупый» ученик, а для того, чтобы преподаватель узнал проблемы в своей работе. К сожалению, многие педагоги не понимают настоящий смысл отметок. Они действительно считают, что они нужны только ученикам. А их программа самая правильная, как и педагогическая деятельность.

Поэтому студенту и школьнику необходимому самому принять тот факт, что он показывает тот уровень знаний, который дал ему специалист. Каждый может заинтересоваться учебной дисциплиной и развиться в ней, если педагог будет выполнять свою работу хорошо.

Таким образом, переживать из-за оценок должны именно преподаватели, а не их ученики. Ведь если в группе одни «двоечники», значит и сам наставник у них никудышный.

 

Почему вместо оценок в вузе ставят баллы?

 

зачетная книжка студента

Оценки тоже присутствуют в университетах и влияют на цвет диплома. Однако студенту нужно больше внимания обращать не на отметки, а на баллы, которые он получает.

В вузах РФ принято использовать вместо пятибалльной шкалы оценивания 100-бальную систему. То есть всего за один учебный семестр можно получить сто баллов. Их количество за выполнение какого-либо задания или условия устанавливает преподаватель. Он решает, сколько баллов поставить за домашнее задание, сколько за постоянное посещение занятий за все время учебы. Он же решает, стоит ли их отнимать в том или ином случае.

Также помощь в оценивании предлагает Устав вуза. В нем прописано сколько баллов студент может получить за дисциплину, т.е. посещение занятий (обычно 20 баллов), а также, сколько он потеряет из-за прогулов (1 прогул – минус 6 баллов).

Преподаватели обычно на первом занятии обозначают количество единиц, которые можно "заработать" и потерять. Поэтому очень важно посещать 1 день нового учебного семестра или установочной сессии на заочке

Если удастся набрать 35 баллов, то можно получить допуск к экзамену. Также можно получить оценку автоматом, если получится набрать 60. Это приравнивается к оценке «4», поэтому студент может согласиться с этой отметкой, на экзамене отдать свою зачетку без билета и спокойно уйти на каникулы.

Тем не менее, считать баллы труднее, чем оценки. Студенту постоянно приходится «мониторить» свой личный дневник на сайте вуза. Поэтому переживаний порой добавляется еще больше.

К тому же педагог может по своему решению не разрешить получить оценки автоматом, даже если по числу заслуженных единиц четверка уже в кармане. Кстати, можно оспорить оценку на экзамене, например, если у вас уже есть 60 баллов, а преподаватель ставит тройку. О том, как это сделать читайте в нашей статье.

 

Сколько баллов необходимо набрать чтобы получить отлично?

шкала перевода баллов на оценку экзамена и зачёта

Для того чтобы получить отлично, необходимо обычно не менее 80, но и не более 95 баллов. Именно в таком диапазоне находится оценка «5». Однако не спешите радоваться, если уже увидели заветную оценку в зачетке.

Преподаватель может решить, что это слишком просто, поэтому он может заставить прийти и подтвердить такую высокую отметку на экзамене. Вероятно, он даст только один вопрос, на который студенту придется ответить полностью. Такое часто практикуется.

К сожалению, если учащийся отвечает не очень хорошо, то его «отлично» сгорает и на его месте появляется «хорошо».

Тем не менее, встречаются и такие преподы, которые готовы поставить автоматом пятерки большинству студентов хотя бы за то, что они просто отсидели на парах. Эти добрые педагоги ценятся и любимы всеми. Их не так много, но они делают этот мир лучше.

В вузе мало того, что следует самому постоянно работать для хорошей отметки, так еще и нужно быть везучим. Ведь если препод не захочет – он не поставит пятерку даже "всезнайке". Так что, стоит ли переживать из-за оценок, когда все в мире столь относительно? Вероятно, лучше успокоиться и отнестись к этому вопросу философски.

 

Стоит ли переживать из-за оценок - советы психолога

 

студентка нервничает перед сдачей экзамена

Многие психологи считают, что не стоит переживать из-за оценок. Конечно же, переживания и потраченные нервы того не стоят. Родители вместе с детьми должны самостоятельно оценивать уровень знания учащегося. Например, если ребенок получил по математике «3», а по русскому «5» — значит он глупый? Вовсе нет. Это значит, что к русскому языку у ребенка развился интерес, а к математике нет. Это может быть связано с разными вещами: от разговоров в семье и пристрастия самих родителей к науке до интереса к цифрам и к счету у самого ребенка. К тому же нельзя забывать об учителе. Даже если он сам фанатеет от своего предмета, то не факт, что педагог сможет детям привить такую же любовь к науке.

Да даже если его успеваемость действительно низкая по всем дисциплинам, это вовсе не значит, что он ничего не добьется в будущем. Поэтому к оценкам стоит относиться как к данности того, в какую сферу человек больше склонен: гуманитарий он или технарь, может быть, он тяготеет к естественным наукам, а может, к творчеству.

Каждая сторона нашей жизни может быть интересной, но это не значит, что мы должны преуспевать везде. Даже гений развивается в чем-то одном. И даже люди с энциклопедическими знаниями и высоким интеллектом могут быть профанами в чувственной сфере или в бытовой.

 

девушка просит помощи

Ради чего школьник или студент учатся? Ради того, чтобы узнать что-то новое, что будет интересно. Да, не все может пригодиться в жизни. Да, может быть сложно понять предмет. И, тем не менее, все это наполняет человека. Это составляет смысл жизни.

  • Как без литературы и русского языка научиться формулировать свои мысли правильно?
  • Можно ли без математики научиться мыслить логически, решать проблемы в правильной последовательности и уметь применять теорию в решении житейских проблем? (например, как сформировать бюджет на месяц или посчитать сумму налога от продажи квартиры)
  • Не зная физики, починить что-либо дома?
  • Без основного понимания химии пользоваться чистящими средствами?
  • Как без знания истории идти на выборы в Госдуму и отдавать свой голос?
  • Можно ли без понимания биологии заводить комнатные растения, брать домой питомца и определять боли в своем теле?

В общем, все науки важны для человека. Мы перечислили школьные дисциплины. Однако в университете для студента так же важен каждый предмет. Ведь так он получает профессиональную компетенцию, т.е. знания, которые понадобятся ему на работе. При этом оценки не столько важны, сколько конкретные знания, навыки и умения. Они должны сохраниться в памяти на всю жизнь, а не только до экзамена.

 

Как не переживать из-за оценок в школе и в вузе?

 

Чтобы не переживать из-за оценок в школе и в вузе, можно попробовать представить себя в будущем. Придумайте хоть одну ситуацию, когда вам пригодятся отметки после выпуска из учебного заведения?

  • Если школьник выпускается и поступает в университет, то ему требуется высокий балл за ЕГЭ. При этом средний балл аттестата учитывается только в случае конкуренции с другим абитуриентом с такими же показателями. Такие случаи встречаются редко и угадать, какой средний балл будет у другого невозможно.
  • Абитуриенту не всегда дают дополнительные баллы при поступлении за золотую медаль. За отличную учебу можно максимум получить от 5 до 10 и то только в некоторых вузах России
  • Студенту закрыть сессию на отлично нужно только для того, чтобы получить повышенную стипендию – 2000 рублей в месяц. При этом получить ее могут только обучающиеся на бюджетной основе. Те же 2000 человек сможет заработать за одну смену в кафе, работая официантом, либо подрабатывая в магазине. Прожить на них в месяц нереально, поэтому эти деньги не играют особой роли. Но для тех, кто все-таки хочет получить выплату от вуза, мы написали отдельный материал.
  • Выпускнику, который набрал 75% пятерок и не больше 25% четверок за все годы обучения, выдадут красный диплом. Однако получить с ним работу все равно сложно. Ведь работодателя больше волнует опыт и навыки. 

Таким образом, как только вы поймете, что оценки в будущем никак не повлияют на ваше поступление в вуз, трудоустройство и вообще, на счастье, в жизни, вы сможете обрести покой. Поэтому скорее сами придете к мысли, что переживания того не стоят. Начните объяснять свои мысли родителям, и вы наконец убедитесь в своей правоте.

 

На что влияют оценки?

 

аттестат с отличием и красной медалью

Оценки влияют на вашу жизнь так или иначе. Ведь не всегда они играют для учащегося только негативную роль.

  • Они повышают самооценку. Тем, кто всегда получал и получает "отлично" всегда есть, чем гордиться. В любом споре они могут сказать, что были отличниками и получили золотую медаль и красный диплом. Однако делает ли это их умными – другой вопрос
  • Дают возможность родителям гордиться вами. Однако делать это можно и просто так, за любое, пусть даже и самое малое достижение. Даже за то, что их ребенок не унывает из-за тройки
  • Оценки дают стипендию, если попасть на бюджет и постоянно учиться
  • Аттестат может дать несколько дополнительных баллов при поступлении, если это есть в условиях приемной компании

Так что отметки действительно могут пригодиться в жизни. Решайте самостоятельно, стоят ли такие ценности того, чтобы из-за них нервничать.

 

Итак, сегодня мы рассказали о переживаниях из-за отметок. В итоге мы пришли к выводу, что не нужно тратить свои нервы, потому что это всего лишь показатель работы преподавателя. Сам ученик должен приобретать знания и навыки, которые действительно понадобятся в будущем, а не стараться зубрить учебный материал только ради пятерок. Так что не стоит переживать из-за оценок, учиться нужно для себя, а не для цифры в дневнике или в зачетке.

Чем мы можем вам помочь?

Окажем всестороннюю поддержку студентам в учебе и тем, кто работает с текстом, по всем вопросам связанными с проверкой на плагиат, низкой уникальностью текста, рерайт, оформление гост и многое другое. Смело обращайтесь в наш студенческий сервис или напишите в чат.

 

Автор статьи: Нагаева Алия Эльмировна. Журналист - филолог. Выпускник Башкирского государственного университета